МКДОУ "Детский сад комбинированного вида №20"

Сведения о МКДОУ
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

                                                                                                                                 ВЫСТУПЛЕНИЕ 

                                                                                                          на Совете по вопросам образования по теме:

«Реализация муниципальными образовательными учреждениями основной общеобразовательной программы дошкольного образования, федеральных государственных требовании к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»




 




 

                                       «Внедрение ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной  программы дошкольного образования»



 

                                                       

                                                                                                                                                                                                  заведующей  МКДОУ «Детский сад №20» Е.И.Аппоротовой




 




 

               В последнее время происходят изменения в сфере дошкольного образования, обусловленные выходом в свет новых нормативных  документов: Приказ Министерства образования от 23.11.09г. № 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования", Приказ Министерства образования и науки российской Федерации от 28 декабря 2010г.№2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников», Приказ Министерства образования от 20.07.11г. № 2151 "Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования".  

Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее - Требования) представляют собой совокупность семи групп требований, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования и направленных на достижение планируемых результатов.

Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды…

В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».

Цель создания развивающей среды в нашем учреждении — обеспечение жизненно важных потребностей формирующейся личности: витальных, социальных, духовных. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей. Это обеспечивается за счет решения данных задач:                   

  1. создать необходимые предпосылки для развития внутренней активности ребенка;
  2. предоставить каждому ребенку возможность самоутвердиться;
  3. стиль взаимоотношений, обеспечивающих любовь и уважение к личности каждого ребенка;
  4. искать пути, способы и средства максимально полного раскрытия личности каждого ребенка, проявления и развития его индивидуальности;
  5. ориентироваться на активные методы воздействия на личность.

Согласно п.3.1.1. Требований (приказа Минобрнауки от 20.07.2011г. №2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования») была проведена оценка и анализ предметно-развивающей среды в групповых помещениях, определены дефицитарные области.

При анализе предметно-развивающей среды ДОУ руководствовались  следующими принципами:

Принцип информативности предполагает разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением.

Принцип вариативности: предметно-пространственная среда определяется видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями.

Принцип полифункциональности среды: предметно-пространственная среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной. С целью полифункциональности использования пространства группового помещения, оно условно разделено на 3 части:

- зону для спокойной деятельности;

- зону для деятельности, связанной с экстенсивным использованием пространства (активным движением, возведением крупных игровых построек и т.п.);

 - рабочую зону.

Разделение группового пространства на зоны вызвано тем, что нет однозначного соответствия между видом деятельности и материалом. Многие материалы полифункциональны и могут использоваться для игровой, продуктивной и исследовательской  деятельности.

           Принцип трансформируемости– это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством). 

Принцип интеграции образовательных областей: материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей. Изобразительные материалы, расположенные в «уголке (центре) изобразительной деятельности», могут использоваться детьми для создания художественно-творческих работ (реализация содержания образовательной области «Художественное творчество»); для детского экспериментирования, классификации, выкладывания из карандашей схематических и геометрических  изображений (реализация содержания образовательной области «Познание»), для общения по поводу изобразительных материалов, художественного замысла, содержания рисунка или поделки (реализация образовательной области «Коммуникация»).

Принцип педагогической целесообразности позволяет предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников,  комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребёнка.

Основными направлениями преобразований предметно-пространственной развивающей среды в группах детского сада стали:

  • отказ от жесткого зонирования в размещении развивающих центров;
  • обогащение предметно-пространственной среды игровыми материалами в соответствии с основными направлениями развития детей дошкольного возраста;
  • обеспечение соответствия оборудования и материалов, их размещения в пространстве возрастным и половым особенностям детей группы.

На данный момент мы приводим предметно-развивающую среду в соответствие с Требованиями, разработали вариативную составляющую в соответствии с приоритетными направлениями развития Учреждения. Изменения в предметно-пространственной среде группы вызвали количественные и качественные сдвиги, которые произошли в распределении детских активностей. При появлении некоторых материалов и игрушек (например, объектов для изучения), и создании условий для использования игрушек произошли и значительные изменения в интересах и деятельности детей.           

В результате работы был составлен  примерный алгоритм преобразования предметно-развивающей среды в группе детского сада:

Шаг 1. Сформулировать цели и задачи работы

Шаг 2. Провести оценку  и анализ предметно-развивающей среды

Шаг 3. Изучить интересы, склонности, предпочтения, особенности детей

Шаг 4. Составить перечень необходимых материалов

   Шаг 5. Составить план - схему, определив пространственное размещение оборудования в группе                             

Шаг 6. Разместить мебель и крупное оборудование согласно плану-схеме

Шаг 7. Продумать последовательность внесения изменений предметно-пространственной среды в течение года                                     

Таким образом, каждый последующий технологический шаг представляет собой продолжение и развитие предыдущего и в то же время часть целого, поэтому каждый шаг служит всей организационно-педагогической деятельности и обеспечивает достижение поставленной цели – организации предметно-пространственной развивающей среды, позволяющий реализовать содержание основной общеобразовательной программы дошкольного образования и достичь планируемых результатов её освоения.

В соответствии с  пунктом 3.1.2. приказа Минобрнауки от 20.07.2011г. №2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования», предметно – развивающая среда ДОУ должна способствовать реализации основных направлений развития детей:

- физическому

- познавательно-речевому

- художественно-эстетическому

- социально-личностному

Поэтому предметно-развивающее пространство в группах организованно с учётом основных направлений развития ребенка-дошкольника:




 

направления 

развития ребенка

развивающие центры (уголки, зоны)




 




 

физическое развитие ребенка

  • физкультурный уголок
  • спортивный комплекс




 




 

социально-личностное развитие ребенка

  • центр сюжетно-ролевой игры
  •  уголок ряженья
  •  театральная студия
  • уголок «уединения» («шептунчики»)




 

познавательно-речевое развитие ребенка

  • центр грамотности, куда включаются книжный уголок и все игры и оборудование для развития речи и подготовки ребенка к освоению чтения и письма;
  • центр науки, куда входит уголок природы, место для детского экспериментирования и опытов с соответствующим оборудованием и материалами;
  • центр математики (игротека);
  •  центр строительно-конструктивных игр
 
 
 

художественно-эстетическое развитие

  • центр искусства, где размещаются материалы по ознакомлению с искусством, предметы искусства, материалы и оборудование для детской изобразительной деятельности, музыкальной, театрально-художественной деятельности.




 

В зависимости от типа детского учреждения, коррекционной направленности обучения и содержания воспитания, развивающая образовательная среда должна иметь свою специфику и призвана обеспечить коррекционно-компенсаторные условия для полноценного развития всех видов детской деятельности.

         Обучение тактильно-кинестетическим действиям можно осуществлять в играх с водой и песком. Для этого применяется специальное оборудование: мини-бассейн и набор плавающих игрушек, контейнеры и блоки для игр с песком, для выполнения движений рук и ног применяется погружение их в песок или воду. Целесообразность использования контейнера-сухого бассейна и надувных лабиринтов, а также специальных покрытий для тренировки стоп и ладоней уже доказана практикой.

         Оборудование предметно - развивающей среды располагается согласно санитарно - эпидемиологическим правилам и нормативам для ДОУ, введенных в действие с 1 октября 2010 года. Так, согласно требованиям СанПиН коррекционную направленность ра­боты определяет:

  • использование специальной на­глядности (крупной фронтальной и диф­ференцированной индивидуальной); использование фонов, улучшаю­щих зрительное восприятие (преоблада­ние фонов красного, желтого, оранже­вого цвета, которые активизируют ра­боту глаз, повышающих остроту зрения, и зеленого, голубого цвета — рассла­бляющих, снимающих зрительное на­пряжение);
  • использование подставок, позво­ляющих рассматривать объект в верти­кальном положении;
  • соблюдение правил демонстра­ции предъявляемого материала    

Оснащение кабинетов специалистов, медицинского персонала строится на принципе необходимости и достаточности для организации коррекционной работы, медицинского обслуживания детей, методического оснащения, а также обеспечение разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей дошкольного возраста имеющими  нарушение зрения или входящих в «группу риска».

Так в ДОУ функционируют: кабинет-логопеда, 2 кабинета учителя-дефектолога, музыкально-физкультурный зал, методический  кабинет.         Медицинский блок представлен: плеорто-ортоптическим кабинетом (в котором проводится диагностика, коррекция и профилактика зрения детей) медицинский кабинет с изолятором, массажный кабинет. На данный момент медицинский блок проходит процедуру лицензирования.  Для того чтобы  провести лицензирование медицинского блока необходимо было частично провести перепрофилирование помещений. Так пришлось отказаться от кабинета психолога, что бы оборудовать изолятор в соответствии с санитарными правилами.

         В соответствии с программой по увеличению количества мест в дошкольных учреждениях, проведенной оптимизацией и уплотнением имеющихся площадей ДОУ с сентября 2012г. открыта группа оздоровительной направленности для детей еще не имеющих заболевания амблиопия и косоглазие, но входящих в «группу риска. Группа риска

Недоношенные- частота возникновения миопии от 30% до 50%- дети ослабленные по общему состоянию (частые ОРЗ, грипп, пневмонии) дети близоруких родителей, имеющие незначительные нарушения зрения ( спазм аккомодация).

   С данным контингентом детей проводятся следующие мероприятия: наблюдение врача-офтальмолога,  массаж (по показаниям), оздоровительные мероприятия:

  1.          Арома- и фитоаэронизация: сеансы фитоаэронизации (аромоподушечки с лавандой), кислородный коктейль.
  2. Закаливание: босохождение, массаж(по показаниям), самомассаж пальцев и кистей рук.
  3. Игры и упражнения для снятия эмоционального напряжения.
  4. Свето-и цветотерапия - обеспечение светового режима, цветовое сопровождение учебного процесса.
  5. Музтерапия- музыкально-театральная деятельность, музыкальное оформление фона занятий, музыкальное сопровождение режимных моментов.                   

Информационно-аналитическое обеспечение образовательного процесса выступает сегодня как высокоорганизованный информационный ресурс

Анализируя деятельность ДОУ, хочется отметить, что использование педагогами ИКТ в работе с детьми и родителями находится на среднем уровне. Это связано с компьютерной грамотностью педагогов. 80% педагогического коллектива владеют персональным компьютером. Из них: 45% – начинающих пользователей; 33%- пользователь; 22% – продвинутый пользователь.

На данный момент в ДОУ разрабатывается технология мультимедийного сопровождения образовательного процесса. Создается система организации консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов. Подготовлено более 10 мультимедийных презентаций по методической работе. Создается и пополняется медиатека наглядных, демонстрационных электронных материалов к занятиям. Создан электронный банк данных: воспитанников, педагогов, родителей; свой сайт в сети Интернет, имеется электронный адрес ДОУ.

Подводя итог проведённой работе можно сказать, что для  реализации ФГТ в ДОУ сегодня созданы основные условия по всем  позициям, а именно:

1. Учреждение полностью укомплектовано  педагогическими кадрами.

2. Соблюдены основные требования  к материально-техническому обеспечению.

3. Выполнены требования к учебно-материальному обеспечению: создана предметно-развивающая среда  в соответствии с  программой, возрастными особенностями детей,  удовлетворяющая требованиям ФГТ; учебно-методический комплекс имеется в объёме,  достаточном для реализации программы.

4. Есть достаточное  информационно-методическое обеспечение:  методическая  литература, 5 компьютеров,   имеется доступ в сеть Интернет, создан и работает сайт учреждения.

5. Активизируется работа по медико-социальному обеспечению: проходит лицензирование медицинского кабинета, работники ДОУ регулярно проходят медосмотр, организация питания и оздоровления  осуществляется в соответствии с нормами СанПин.

6. Финансовое обеспечение образовательного процесса на сегодняшний день можно характеризовать как удовлетворительное, но потребности в этой области, что естественно, заметно увеличиваются, и мы, помимо искренней надежды на соответствующие изменения, сами прилагаем усилия к решению данного вопроса, в частности, организуя работу по привлечению  внебюджетных средств.




 

strong>

Вход на сайт
Баннер
Поиск
Календарь
«  Июль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz





  • Copyright MyCorp © 2017
    Создать бесплатный сайт с uCoz