МКДОУ "Детский сад комбинированного вида №20"

Сведения о МКДОУ
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

консультация тифлопедагога Трункиной О.В.

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

   К числу детей с нарушением зрения, относятся лица с различным характером зрительной патологии, разной остро­той зрения, клиническими формами, этиопатогенезом зри­тельного нарушения, а также с различными компенсаторными возможностями в развитии, коррекции и восстановления на­рушенных функций.

     В результате работы в детском саду компенсирующего вида с данной категорией детей были получены сведения, по­зволяющие раскрыть особенности зрительно-моторной коор­динации и охарактеризовать некоторые аспекты их развития.

  В процессе занятий с детьми с нарушением зрения было выявлено:

  • трудности в развитии умения целостно, детально и последовательно воспринимать содержание сюжетной картин­ки, композиции, включающих большое количество героев, деталей;
  • трудности в узнавании предметов, изображенных в раз­
    личных модальностях (контур, силуэт, модель);

-нечеткое пространственное представление и низкий
уровень сформированности умения ориентироваться в про­странстве;

-длительное и проблемное развитие зрительно-моторной
координации.                                                                                                                                         

    Недоразвитие зрительно-моторной координации препят­ствует формированию полноценного восприятия и познава­тельной деятельности. Это ведет к ограничению практическо­го опыта и становится одной из причин нарушения формиро­вания высших психических функций.

    Зрительно-моторная координация особенно важна на на­чальном этапе обучения чтению, когда движением пальцев ребенок прослеживает глазом, указывает и определяет после­довательность букв, слогов, слов. Техника и плавность чтения формируется на этой основе. Такие дети не удерживают ра­бочую строку в тетради или при чтении, поскольку соскаль­зывают с одной строчки на другую, вследствие чего не могут понять смысл прочитанного и проверить письмо.

   Несформированность зрительно-моторной координации проявляется не только при чтении и письме, но и при овладении навыками самообслуживания, а так же трудовыми и учебными умениями.

    Невозможность проследить глазом за действиями своих рук, скоординировать движения руки и глаза приводит к не­достаточной организации произвольного акта на занятиях физкультурой.

    Нужно отметить, что при подготовке детей к школе, раз­витие зрительно-моторной координации, имеет важное значе­ние, именно поэтому данная проблема актуальна для этой ка­тегории детей, поскольку не имеет достаточного отражения в научной литературе.

   Работая с детьми с нарушением зрения, видя сложности, недостатки в развитии (о чем свидетельствуют результаты диагностики) зрительно-моторной координации, я поставила цель: развитие зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения дошкольного возраста в органи­зованных формах обучения.

Задачи:

  1. Совершенствовать условия, необходимые для развития
    зрительно-моторной координации у детей с нарушением зре­ния.
  2. Осуществлять отбор содержания с учетом требований
    «Программы специальных (коррекционных) образовательных
    учреждений VI вида (для детей с нарушением зрения)» под
    редакцией Л.И. Плаксиной, возраста детей и сложности диаг­ноза.
  3. Развивать зрительно-моторную координацию.
  4. Развивать графические навыки.

5.Развивать умение выбирать рациональные способы
действия при выполнении графических заданий.

  1. Обогащать сенсорный опыт детей.
  2. Совершенствовать зрительное восприятие, мелкую меторику рук.
  3. Развивать мыслительную деятельность.

                    9. Воспитывать самостоятельность, доброжелательность между детьми, аккуратность.

Состояние зрительной системы является одним из важ­нейших факторов, определяющих готовность ребенка 6-7 лет к обучению к школе. Поскольку зрение играет ведущую роль в восприятии окружающего мира, аномалии зрительной сис­темы могут не только приводить к недоразвитию зрительной функции, но и оказывать общее негативное влияние на разви­тие ребенка.

Одной из наиболее серьезных проблем совершенствова­ния уровня готовности дошкольника с нарушением зрения к школьному обучению является подготовка ребенка к овладе­нию процессом письма.

Процесс письма представляет собой сложную форму дея­тельности, в которой принимают участие различные межсис­темные связи: речеслуховая, речедвигательная, зрительная.

Современными исследованиями установлен факт нали­чия трудностей, возникающих в процессе овладения графиче­ским навыком письма. К причинам возникновения трудностей можно отнести:

  • несовершенство нервной регуляции движения;
  • слабое развитие мышц рук;
  • недостаточное окостенение запястья и фаланг пальцев:
  • низкую выносливость к статическим нагрузкам;
  • длительное и проблемное развитие зрительно-моторной
    координации и т. д.

Для детей, как с нормальным зрением, так и слабовидящих, характерными сложностями в работе по выполнению графи­ческих заданий являются:

  • плохое запоминание и различение конфигураций букв;
  • пропуски или появление новых (лишних) элементов;
  • зеркальное написание букв, носящее стойкий характер;
  • ошибки   пространственного   характера,   связанные   со
    смещением букв, элементов;
  • нарушение границ рабочего поля, строки;
  • трудности в воспроизведении целостного объекта;
  • трудности в выделении части из целого.

На начальных этапах формирования графических навы­ков письма все движения полностью контролируются зрени­ем. Глаза ребенка очень внимательно следят за движениями руки. Высокое качество графических навыков связано с опре­деленным уровнем развития интегративной деятельности зри­тельного и двигательного анализаторов, то есть с определен­ным уровнем зрительно-моторной координации.

Зрительно-моторная координация - содружественное движение руки и глаза. Дети, имеющие даже незначительные нарушения зрения, испытывают затруднения в становлении, как произвольных действий двигательного анализатора, так и совместной дея­тельности двигательного и зрительного анализаторов. Так, нарушения зрения выражаются в снижении отдельных зри­тельных функций (снижение остроты зрения, прослеживаю­щей функции глаза, локализации взора), что приводит к ос­лаблению процесса восприятия.

    Нарушение двигательной сферы приводит к нарушениям координации движений, их точности, а также отрицательным образом влияет на развитие зрительно-моторной координа­ции.

   Для того, чтобы осуществлять зрительный контроль за движениями руки, дети при выполнении графических упраж­нений часто не правильно располагают корпус и голову, не­верно кладут тетрадь, что с одной стороны, может являться фактором, обуславливающим появление или прогрессирование близорукости, с другой - является одной из причин, задерживающих  развитие   зрительно-моторной   координации что значительно затрудняет процесс формирования графического навыка.

      Необходимым средством координации являются упраж­нения для укрепления и восстановления работы мышц глаза для всех детей. Поэтому в ежедневной работе с детьми с на­рушением зрения зрительно-восстановительные комплексы стали обязательными, (гимнастика для глаз, видиоазимут, прослеживающая дорожка).

«Видиоазимут».

Цель: осуществление коррекции зрения у детей; профилактика зрения при работе с нормально видя­щими детьми; снятие напряжения с глаз при длительной на­грузке (в любом виде деятельности); ориентировка в про­странстве.

Ход проведения: тренажер расположен вертикально, стрелками изображен прямоугольник, разделенный по диаго­нали на четыре сектора, на пересечении линий приклеены картинки. При работе ребенок стоит лицом к видиоазимуту,  голова неподвижна, спина прямая.

Варианты:

  1. Посчитай стрелочки в заданном направлении.
  2. Пройди по определенному маршруту.
  3. Вернись в исходную точку.
  4. Пройди, как я скажу.

Мышечные возможности руки ребенка так же, как и мышцы глаза, требуют особой тренировки и коррекции. При этом особую роль играют гимнастические упражнения для мелкой мускулатуры пальцев, каждое из которых позволяет

корригировать движения каждого пальца в отдельности и в целом относительно друг друга (самомассаж, массаж каран­дашами, орехами, стихотворная гимнастика).

      Упражнения, направленные на развитие зрительно-моторной координации: «Обведи по точкам», «Рисование по речевым схемам», «Работа по трафаретам», «Упражнения на увеличение и уменьшение предмета», «Найди предмет» (за-шумленные и наложенные), «Обведи предмет», «Обведи, не отрывая руки», «Работа по клеткам», «Лабиринты разной сложности», «Графические упражнения», «Заштрихуй пред­мет», «Волшебные картинки» (выполненные витражной крас­кой). Это упражнение предусматривает разнообразные пред­метные картинки и изображение различных линий, которые выполнены витражной краской, с помощью которой мы по­лучаем выпуклое изображение тех или иных предметов и ли­ний. Упражнение направлено на развитие зрительно-моторной координации, зрительного восприятия, зрительное внимание, прослеживающую функцию, ощущение, мышле­ние.

Таким образом, работа по развитию зрительно-моторной координации актуальна с детьми как с па­тологией зрения, так и с нормально видящими детьми, так как во время выполнения предложенных заданий совершенству­ются процессы зрительного различения, локализации, дифференцировки, опознания; формируются и развиваются такие зрительные умения, как умение видеть целое, умение видеть часть в целом, умение последовательно следить за зритель­ным стимулом.

 

 консультация тифлопедагога Лапкиной М.Н.

«Формирование цветовосприятия и цветоразличия у детей дошкольного возраста»

 

  С первых дней жизни к ребенку поступает колоссальная информация, и при речевом и умственном развитии дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов. Но мир цвета открывается ребенку не сразу, а в определенной последовательности. Сначала ребенок воспринимает только теплые цвета - красный, оранжевый, желтый; с развитием психических реакций к ним добавляются зеленый, голубой, синий, фиолетовый, и постепенно ребенку становится доступно все многообразие цветовых тонов спектра.

В три года дети знают названия двух-трех основных цветов, а узнают и соотносят четыре-пять цветов. Некоторые испытывают трудности в определении цвета предметов. Такие дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску предметов и соотносить цвета, с трудом запоминают их названия, плохо их дифференцируют, они обнаруживают тенденцию к замене названий промежуточных цветов спектра основными, вместо оранжевого - красный, желтый; вместо фиолетового - голубой, синий и т. п.; причем перенос этот не является стойким. Четырехлетние малыши часто не знают даже названий основных цветов, не узнают и не соотносят их. Все это говорит о том, что с детьми необходимо проводить специальную работу по развитию цветовосприятия и цветоразличения. Ребенок нуждается в многообразии информации, но ее нужно вводить постепенно и гармонично, она должна соответствовать возрасту малыша и его индивидуальности. При работе над цветовосприятием и цветоразличением необходимо исключить хаотичные цветовые и световые эффекты, так как психика ребенка может не выдержать подобной информации, следствием чего могут стать неврозы. Знакомство с цветом помогает детям полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. Привлечение внимания ребенка к окружающей действительности открывает ему источник ярких образов, помогает устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, расширяет активный словарь. Таким образом, путь знакомства детей с цветом - это путь непосредственного восприятия окружающего мира, в единстве со словом, его обозначающим. Ребенок, по выражению К. Д. Ушинского «Мыслит формами, красками, звуками, ощущения вообще». Важно обогащать эти ощущения и восприятия.

Развитием цветоразличения и цветовосприятия у детей должны заниматься не только педагоги, но и родители. Следует уделять внимание воспитанию правильной эстетической оценки цвета и цветовых отношений окружающих предметов. При работе над цветовосприятием и цветоразличием надо учитывать, что в дошкольном возрасте дети, как правило, связывают цвет с образом предмета: зеленый - трава, елочка; желтый - солнышко, цыпленок; синий - море и. т. д. Поэтому, при работе по развитию цветовосприятия, главное - использование естественных форм.

Восприятие цвета отличается от восприятия формы и размера, прежде всего тем, что оно может осуществляться только при помощи зрительной ориентировки. Иными словами - цвет обязательно нужно увидеть. Вначале, при определении цвета, большую роль играет примеривание, сопоставление путем приложения. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, ребенок может увидеть их одинаковость или различие. При этом он может еще не владеть восприятием цвета, но видеть, что цвета одинаковые или разные. На этом этапе работы можно рекомендовать задания типа: «Подбери к каждой чашке блюдце такого же цвета», «Посади каждую бабочку на цветок такого же цвета» и т. д. Когда ребенок научится определять сходство и различие цветов при их непосредственном контакте, то есть путем приложения или наложения, можно переходить к выбору по образцу - к настоящему восприятию цвета, а затем и называнию цветов.

В ходе работы по развитию у детей цветовосприятия и цветоразличения можно проводить профилактику целого ряда заболеваний. Знания по закреплению у детей умения дифференцировать цвета, знания названий цветов и правильного употребления их в речи способствуют развитию зрительного и слухового внимания. Дети, внимание которых было привлечено к цвету, живо воспринимают такие сравнения, как «белоносые грачи», «сорока-белобока», «золотые одуванчики», им становятся понятнее глаголы «посинеть», «позеленеть» и т. п. Более того, они пытаются использовать подобные слова и в своей речи. 

 

 

консультация тифлопедагога Савельевой И.А.                                                                

 «Роль семьи в развитии  пространственной ориентировки детей»

Дети с нарушениями зрения часто испытывают трудности  при  ориентировке в пространстве.

Семья, для ребенка является первичным социальным окружением. Ребенок постигает особенности человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, через игровые отношения и общение со сверстниками. Именно полноценное, организованное общение с близкими взрослыми, и со сверстниками, способствует успешной социализации ребенка. Характер отношения в семье к ребенку, его интересам, потребностям, уровнем психолого-педагогической и общей культуры родителей, образом жизни семьи, структурой, индивидуально-типологическими особенностями родителей – все это отражается на динамике развития ребенка. Родители, организуя игры и занятия в домашних условиях, активно взаимодействуя с ребенком, смогут обеспечить полноценное психическое и психологическое развитие ребенка, а также способствовать достижению положительного результата в коррекционной работе.

К моменту поступления в школу дети должны свободно ориентироваться в направлении движения, в пространственных отношениях. Важной составляющей при ориентировке в пространстве является умение использовать эти знания: передвигаться в указанном направлении, располагать и перемещать предметы и др. Выделенные пространственные связи и отношения должны отражаться в речи детей с помощью предлогов и наречий. Ребенок должен заниматься с интересом, удовольствием, радостью. С этой целью, необходимо проводить занятие в виде игры, забавы. Можно к игре привлечь всех членов семьи.

Исходя из всего вышесказанного, предлагаем Вам несколько  игр, в которые можно играть во время  отдыха, на пляже, на семейных праздниках.

 «Что изменилось?»

На столе лежит несколько предметов. Дети запоминают, как расположены предметы по отношению друг к другу. Затем закрывают глаза, в это время ведущий меняет местами один - два предмета. Открыв глаза, дети рассказывают о тех изменениях, которые произошли, где предметы стояли раньше и где теперь. Например, заяц стоял слева от кошки, а теперь стоит справа от нее. Или кукла стояла справа от медведя, а теперь стоит впереди медведя.

«Путешествие по комнате»

Буратино с помощью ведущего дает детям задания: «Дойти до окна, сделай три шага вправо». Ребенок выполняет задание. Если оно выполнено успешно, то Ведущий помогает найти спрятанный там приз. Когда дети еще недостаточно уверенно могут изменять направление движения, количество направлений не должно быть больше двух. В дальнейшем количество заданий по изменению направления можно увеличить.
Например: «Пройди вперед пять шагов, поверни налево, сделай Вше два шага, поверни направо, иди до конца, отступи влево на один шаг».

«Космос»

Воссоздаем модель солнечной системы. Ведущий – солнце. И если играет один ребенок, то он –  Земля и двигается вокруг солнца. Желательно набрать детей и взрослых по количеству планет солнечной системы. Перед игрой надо рассказать  о солнечной системе, назвать планеты, сказать о том, что они идут в строгой последовательности по отношению к солнцу и что удерживает их в таком порядке и на одном расстоянии от солнца сила гравитации. Если гравитации не будет, то воцарится полный хаос, просто все разлетится в разные стороны, и не будет взаимодействовать. Вот это и есть тема игры.

Итак, дети становятся планетами (в порядке расположения планет от солнца: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Все это лучше оформить наглядно – каждому ребенку  цифра – заодно повторится  порядковый счет. У каждого своя орбита, кто-то движется ближе к солнцу, кто-то дальше.

Вдруг налетает хаос и разгоняет все планеты, сбивая и нарушая всю гравитацию. Планеты разбегаются, но затем порядок восстанавливается и планеты снова кружат вокруг солнца по определенным орбитам. Дети должны вспомнить порядок расположения (по названиям планет и/или по цифре – какую цель поставите).

Всегда интересны игры с песком, а особенно всяческие «пряталки». Дети часто  закапывают вещи, а потом снова откапывают, им это доставляет настоящее удовольствие и радость открытия.  Вариантов пряталок может быть много.

  1. «Секретик».

Прячем что-нибудь, например, игрушку-киндер,  в листочек лопуха и кладем в ямку. Закапываем (кто будет искать и откапывать, не должен видеть, где спрятали!). Здесь есть множество вариантов, которые не хочется пропустить. Можно просто пометить место с секретиком. Теперь пусть ребенок ищет, вглядываясь в песок и выискивая ваш малюсенький крестик. Можно нарисовать стрелочки на пути к цели. Или ничего не помечая, руководить с помощью словесных инструкций, таким образом помогая сориентироваться ребенку.

  1. «Статуя».

Кто-нибудь из играющих прячется под большим пляжным полотенцем. Только надо молчать и не двигаться! То есть он статуя! И должен быть неподвижен. Остальные нащупывают статую и пытаются догадаться, в какой позе статуя сидит. Если кому-то показалось, что он угадал,  садится в такую же позу. Полотенце снимается и положения сравниваются. Если угадал не верно, сам становится статуей. А верно, значит играем заново с той же статуей.

  1. « Кто под полотенцем?».

  Здесь желательно, чтобы «подозреваемых» было как можно больше, тогда и игра будет интереснее. Кто-то может отсутствовать в море и т.п. В общем, чтобы не разгадать сразу. Кто-нибудь прячется под полотенцем, а остальные думают и гадают, кто же он?  А спрятавшийся может в свою очередь делать подсказки: смешные, уводящие в сторону и по делу. Например, показать кольцо мамы. Или заговорить измененным голосом. Или показать часть своей косички.

Коррекционно-развивающая работа в виде игр и упражнений поможет положительно повлиять на характер и содержание различных видов деятельности, речи, поведения дошкольника, на состояние его эмоционально-волевой сферы. Ведь в играх дети смогут  координировать свои движения; развивать подвижность, силу и гибкость тела; понимать направления движения; чувствовать и радоваться достигнутому результату. 

 

Советуют и рекомендуют тифлопедагоги: Лапкина М.Н., Трункина О.В., Савельева И.А.

ТАКТИЛЬНАЯ КНИГА И ЕЕ РОЛЬ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

 

    Очень часто родители, имеющие ребенка с отклоне­ниями в развитии, хотят поскорее научить его читать и писать. Особенно к этому стремятся родители, у которых растет ребенок с нарушением зрения. Им хочется дока­зать всем, что он не лишен способностей и сможет учить­ся, как все дети.

В практике работы с детьми с нарушениями зрения приходится сталкиваться не только с неточным, непол­ным, искаженным восприятием окружающей действитель­ности. Часто словесная предпосылка, направляющая внимание ребенка на тот или иной объект, оказывается пустым звуком, так как за словом нет не только конкретного, но даже приблизительного зрительного образа.

Часто дети даже в момент прямого обучения смотрят вовсе не туда и не на то. Направив взор в указанное ме­сто, дети воспринимают не предмет, не иллюстрацию, а только некое цветное пятно. И происходит это не потому, что они не могут (из-за нарушения зрения) увидеть, раз­глядеть, а потому, что их зрительное внимание в этот мо­мент как бы спит: у ребенка нет ни стремления, ни желания разглядеть, всмотреться. В основе этого нежелания чаще всего лежит неумение всматриваться, разгляды­вать. Из-за этого неумения очень часто предмет воспри­нимается силуэтно, без детализации, недифференциро­ванно, что ведет к ошибкам при узнавании.

Нарушение зрения порождает и определенное, чисто специфическое, нарушение эмоционально-волевой сфе­ры: из-за низкой остроты зрения малыш плохо видит, пло­хо различает, поэтому акт рассматривания, зрительного обследования для него труден.

Из-за неумения смотреть, из-за нежелания вгляды­ваться, рассматривать, зрительный образ получается ис­каженным, поверхностным, неточным, нарушается связь образ-слово.

Нечеткое, неточное, приблизительное представление об обычной иллюстрации не вызывает интереса к пред­мету, явлению, действию, снижая любознательность. При «чтении» же тактильной книги наблюдается обратный процесс. Дети с нарушением зрения используют тактиль­ную чувствительность, лучше опознают объекты, пред­ставления становятся более адекватными, повышается интерес к книге, слову. Кроме того, заинтересовавшись сюжетом, ребенок пытается увидеть изображение, под­ключая и процесс зрительного обследования, являющий­ся одним из приемов, повышающих остроту зрения.

Подробную информацию по изготовлению тактильных книг вы можете узнать на сайте  Тульской областной специальной библиотеке для слепых http://www.tosbs.ru

Предлагаем вашему вниманию тактильную книгу, изготовленную тифлопедагогами ДОУ.

       

       

 

Ну-ка, ёлочка, светлей 
Заблести огнями. 
Пригласили мы гостей 

Веселиться с нами.

                                                                                                                   

                              По дорожкам, по снегам,                                     
По лесным лужайкам  
      Прискакал на праздник к нам 
   Длинноухий зайка.
 

А за ним - смотрите все! - 
Рыжая лисица. 
Захотелось и лисе 
С нами веселиться.

                                                                                                                    

Вперевалочку идёт 
Косолапый мишка. 
Он несёт в подарок мед 
                                                                                                                                              И большую шишку.
Вход на сайт
Баннер
Поиск
Календарь
«  Июль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz





  • Copyright MyCorp © 2017
    Создать бесплатный сайт с uCoz