МКДОУ "Детский сад комбинированного вида №20"

Сведения о МКДОУ
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

                                                                                                                                                                                                                              Учитель-логопед   Елина О.Б.

                        Артикуляционная  гимнастика   как   эффективное средство формирования  правильного    звукопроизношения   у детей.

         Артикуляционная   гимнастика   занимает  одно из ведущих  мест  в  преодолении речевых  нарушений  у детей. В младшем  дошкольном  возрасте  дети с удовольствием  знакомятся  со строением артикуляционного аппарата (рот, губы, зубы, язык, щеки). Им  доступно  выполнение простейших  артикуляционно-двигательных  и  мимических   упражнений. Например, «Часики», «Качели», «Окошко» и др.

Вначале  малышей  учат выполнять  статические упражнения, целью  которых является  разогрев  мышц  артикуляционного  аппарата  для последующей работы. Основной трудностью при выполнении  статических  упражнений  является  удержание  артикуляционной позы в течение некоторого времени.

Затем  детей знакомят с динамическими  упражнениями: «Лошадка», «Маляр», «Почистим зубки» и др. Дети учатся контролировать  движения  органов  артикуляции  вначале посредством  подражания  за  взрослым, потом – перед зеркалом. Взрослый  обращает  внимание  детей на характер движений (быстро, медленно, ритмично, четко, спокойно), на положение  органов  артикуляции (за зубками, на  верхней или нижней губе, вперед-назад, вверх-вниз).

В  старшем  дошкольном возрасте  детей знакомят  с такими названиями, как небо, альвеолы, уздечка.  Детям  становится  доступно  выполнение  более сложных  артикуляционных  упражнений: «Мотор», «Чашечка», «Иголочка» и др.

В  настоящее время существуют  разнообразные  комплексы  артикуляционных  гимнастик.

При выполнении  артикуляционных  упражнений  необходимо придерживаться  ряда рекомендаций:          

1.Упражнения выполнять обычно перед завтраком или после ужина спустя 1,5-2 часа. В течение дня комплекс упражнений повторять 2-3 раза.

2.В зависимости от степени и характера нарушенного звукопроизношения упражнения выполнять от 2-3 до 5-6 дней в неделю.

3.Необходимо сочетать статические и динамические упражнения, направленные на выработку и закрепление правильного звукопроизношения.

4.При  выполнении новых упражнений обязательно закреплять «старый» комплекс артикуляционной гимнастики.


 

5.Каждое  упражнение выполнять в течение 1-2 минут с постепенным увеличением темпа движений.

6.Перед выполнением артикуляционных упражнений использовать упражнения на развитие дыхания и голосообразования, мимических мышц, мелкой  моторики, речевого, зрительного и слухового восприятия.

                             Артикуляционная гимнастика

                           Примерный комплекс упражнений.


 

1.     Дыхательное упражнение «Ракета». Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони свести вместе, плотно прижав, друг к другу, потянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком А, руки в такт выдоху опускаются вниз через стороны. Выполняется 2- 3 раза.

 2. «Болтушка» - рот широко раскрыт, прямые руки подняты вверх. Одновременно с движениями широкого мягкого языка вперед-назад, и в такт с этими движениями, также вперед-назад двигаются мягкие, расслабленные кисти рук (локти не сгибать). Выполняется 5-7 секунд.

 3. Чередование «Улыбки», «Трубочки», «Рупора», «Окна».

 "Улыбка» - руки в это время разводятся в стороны, пальцы поочередно образуют с большим пальцем колечки.

 «Трубочка» - пальцы обеих рук собираются в щепоти и соприкасаются на уровне груди. Выполняется 3-5 раз.

 «Рупор» - зубы слегка разомкнуты, губы слегка вытянуты и округлены. Ладони в это время перед грудью сложены корабликом.

 «Окно» - рот широко открыт (верхние и нижние зубы видны в "окне"), прямые руки подняты вверх над головой, пальцы с силой разведены.

 4. «Болтушка»

 5. «Щелканье» («Цоканье») языком - прямые руки подняты верх над головой. По команде одновременно с цоканьем языком сжимаются и разжимаются сначала кулаки обеих рук одновременно, затем поочередно то правой, то левой руки. Выполняется 5-7 секунд.

 6. «Болтушка»

 7. Упражнение «Крокодил». Широко раскрывать и закрывать рот в сопровождении движений рук, имитирующих движения пасти крокодила: рот широко открыт - в младшем возрасте руки согнуты в локтях с плотно соединенными запястьями и разведенными кистями, одна вверх, другая вниз, пальцы при этом напряжены и разведены с силой, в старшем дошкольном возрасте руки вытянуты вперед. При закрывании рта кисти соединить, плотно сжав ладони и сведя вместе пальцы. Движения сопровождаются движениями глаз: пасть крокодила открыта - широко открыть глаза, пасть закрылась - глаза закрыть, голова при этом неподвижна. Выполняется 3-5раз.

 8. «Болтушка»

 9. «Качели» - движение языка вверх-вниз. Кисти рук при этом также движутся вверх-вниз. В старшем дошкольном возрасте движения языка и рук сопровождаются синхронными движениями глаз (голова неподвижна).

 10. «Болтушка»

 11. «Часики» - в младшем возрасте руки согнуты в локтях перед грудью ладонями вперед, пальцы каждой руки плотно прижаты друг к другу (ладошка - "Дощечка"). В старшем дошкольном возрасте руки вытянуты вперед. Движение языка с одновременным движением кистей рук и глаз вправо-влево (голова при этом неподвижна). Выполняется в течение 5-7 секунд.

 12. «Болтушка»

 13. Упражнение "Змея". Руки согнуты в локтях, кисти охватывают параллельные плечевые суставы (правая кисть - правое плечо, левая кисть - левое плечо). Рот закрыт, язык лежит свободно. Руки резко выбрасываются вперед, пальцы сжаты в щепоти, а язык , как змеиное жало, также выбрасывается вперед. Затем руки медленно сгибаются и возвращаются на плечи, язык - "жало" также медленно расслабляется и возвращается на место. Упражнение выполняется в старшем дошкольном возрасте 3 -5 раз.

 14. «Болтушка»

 15. «Накажем непослушный язык» - покусывание кончика широкого языка, губы при этом растянуты в улыбке. Руки разведены в стороны, кулаки обеих рук сжимаются и разжимаются в такт движениям челюстей. Выполняется в течение 10 секунд.


 

Вход на сайт
Баннер
Поиск
Календарь
«  Июль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz





  • Copyright MyCorp © 2017
    Создать бесплатный сайт с uCoz